© 2018 "Goal Number Seven"

Report "Russia's wind energy market: potential for new economy development"

In March 2021, the Friedrich Ebert Stiftung and the World Wind Energy Association (WWEA), in cooperation with the Russia Renewable Energy Development Association (RREDA), the Goal Number Seven Association (GNS), as well as with the governments of the Ulyanovsk and Astrakhan regions, published the report “Russia's wind energy market: potential for new economy development”. The author of the study is Tatiana Lanshina, PhD in Economics, CEO of GNS, senior researcher at RANEPA.

As of the beginning of 2021, more than 1 GW of wind power plants (WPPs) are operating in Russia, of which more than 700 MW were commissioned in 2020, despite all the difficulties and restrictions caused by the new coronavirus pandemic. Globally, 1 GW of wind farm capacity is insignificant - it comprises only 0.15% of the installed wind power in the world. In Russia, wind energy accounts for only 0.4% of the capacity of the entire electric power fleet and 0.13% of electric power generation. Russia is the only major economy in the world in which wind energy is just beginning to take its first steps.

 

The main obstacle to the development of wind energy in Russia is the insignificant volume of the domestic market guaranteed by the state support program given the actual absence of a climate and environmental agenda in the country. It is necessary to build at least 4 GW of new wind farms in 2025-2035  in Russia, in order to maintain the newly created facilities that manufacture equipment for wind farms, and for progressive technological development, deepening localization and the arrival of new vendors, the construction of 5-13 GW wind farms is required.

The Russian wind energy sector needs further cuts in capital costs, which cannot be achieved without sufficient volumes of the domestic market. Without this it will also be difficult to achieve the development of equipment exports. The high cost of electricity from wind farms in Russia, in turn, is often cited as an explanation for the low quotas for the construction of wind farms. At the same time, electricity from wind farms in Russia is already cheaper than from new coal-fired power plants, and by 2030 it will also be cheaper than electricity from natural gas power facilities. According to estimates made in the the study, the production of 1 kWh of wind power currently costs an average of 6.4 rubles in Russia, or $0.088.

 

The study focuses on promising market niches for wind energy in Russia, such as retail electricity markets in energy-deficient areas. The production of medium-sized wind turbines has been identified as perspective in order to supply them for domestic and foreign markets. Russian corporate sector starts to demand electricity from renewable energy sources, which is also a new opportunity for wind energy market. In addition, Russia has the potential to become a producer and exporter of renewable electricity, green hydrogen and other low carbon products.

Full text of the study is available in Russian and English at the website of the Friedrich Ebert Stiftung.

Report "Unsubsidized solar PV market in Russia: waiting for explosive growth"

In February 2021, GNS and the Heinrich Böll Stiftung in Moscow released a study "Unsubsidized solar PV market in Russia: waiting for explosive growth". The author of the study is Tatiana Lanshina, PhD in Economics, CEO of GNS, senior researcher at RANEPA.

The detailed study covers trends in the development of solar PV in Russia without state subsidies, the economic specifics of this industry and the prospects for the development of solar PV microgeneration in the country. Special attention is paid to the cases of commissioned facilities for SMEs. The author estimates the levelized cost of energy (LCOE) for solar PV projects in Russia and presents the results in a table and a map. 

 

The study shows that solar PV is already competitive in Russia. At the beginning of 2021, the lowest cost of electric power generation at solar PV power plants in Russia was 3.6 rubles/kWh or 0.05 $/kWh. Such low costs are possible at solar PV power plants with installed capacity of several hundred kilowatts located in regions with relatively high solar insolation. In a number of Russian regions, small and medium-sized enterprises pay more than 7-8 rubles/kWh (0.10-0.11 $/kWh) for electricity from the grid. In this case, the construction of own solar PV power plant allows them to achieve significant cost savings, especially if the generating facility is located in the southern part of Russia.

The most prospective Russian regions in terms of unsubsidized solar PV development are:

— Regions with a high level of solar insolation: Amur Region, Jewish Autonomous Region, Zabaikalsky Region, Primorsky Region, the Altai Republic, the Republic of Buryatia, the Republic of Dagestan, the Republic of Tyva. In these regions, solar PV generation might cost less than 4 rubles/kWh (0.05 $/kWh),

— Regions with expensive grid electricity and relatively high levels of solar insolation, e.g. Rostov Region and Krasnodar Region,

— Regions with relatively low levels of solar insolation and expensive grid electricity for SMEs, e.g. Moscow and Leningrad Regions. Population of these regions has a demand for reducing environmental damage and is prone to innovation, which can be an additional incentive for the development of solar PV industry,

— Regions with a limited access to electricity: the Republics of Kalmykia, Adygea, Altai. In these regions, solar PV generation is often one of the few cost-effective alternatives to electricity from the grid.

According to the study, the main barriers to the development of solar PV industry in Russia are cheap grid electricity for some categories of consumers (in particular, for the population), relatively high initial investment costs for the construction of micro solar PV facilities, the lack of specialized banking products, difficulties with the supply of electricity from micro solar PV plants to the grid, lack of qualified engineers, as well as information barriers (the prevalence of biases regarding solar generation).

 

Nevertheless, a number of electricity consumers in Russia have already acquired a positive experience of using solar PV plants, which contributes to the horizontal popularization of solar PV energy. Some Russian residents and some small and medium-sized enterprises demand more environmentally friendly technologies, such as solar PV energy. All these factors create an environment for the future rapid development of solar PV energy in Russia.

Full text of the study is available in Russian at the website of the Heinrich Böll Stiftung in Moscow.

Webinar series "Life after Oil"

From June 17 to August 19, 2020, we held ten live webinars with renewable energy experts for the project "Life after Oil", in cooperation with our colleagues from Ecodefense and the Heinrich Böll Stiftung in Moscow. ECOCUP Film Festival acted as our social media partner providing for a detailed coverage of the webinars on their social media pages.

 

The webinars were hosted by Tatiana Lanshina, PhD in Economics, CEO of GNS, senior researcher at RANEPA, and Vladimir Slivyak, co-chairman of the Russian environmental group Ecodefense. Follow the links below to watch all the webinars of the project (in Russian):

 

1. How to live: energy transition, green energy revolution and the consequences of the pandemic for renewable energy sector 

https://www.youtube.com

 

Guests:

— Alisa Nikulina, Coordinator of the Ecology program of the Heinrich Böll Stiftung in Moscow,

— Andrei Kulakov, Founder of GNS.

 

2. Oil, permafrost and infinity: the causes and consequences of the diesel leak in Norilsk and the environmental responsibility of companies 

https://www.youtube.com

 

Guests:

— Evgeny Shvarts, Non-Executive Director of Norilsk Nickel,

— Ivan Blokov, Director of the Department for Programs, Research and Expertise at Greenpeace Russia,

— Ali Kerimov, Director of Research center for the study of permafrost "Ecofundament" (Norilsk).

 

3. Energy Transition in Ukraine: present and future of renewable energy in Ukraine
https://www.youtube.com

 

Guests:

— Georgy Geletukha, Head of the board of the Bioenergy Association of Ukraine, member of the board of Global 100RE Ukraine,

— Andrey Konechenkov, Vice-President of the World Wind Energy Association, member of the board of Global 100RE Ukraine.

 

4. The color of hydrogen: types of hydrogen in energy sector, specifics of its production and transportation
https://www.youtube.com

 

Guests:

— Andrey Golodnitsky, Ph.D. in Technical Sciences, Deputy CEO and Chief Engineer of InEnergy Group of companies,

— Vladimir Sidorovich, Ph.D. in Economics, Director of the Information and analytical center "New Energy".

 

5. Kuzbass without coal: coal regions and international experience of their economic diversification

https://www.youtube.com

 

Guests:

— Tatiana Mitrova, Ph.D. in Economics, Director of the Energy Center of SKOLKOVO Business School,

— Mikhail Yulkin, CEO of the Center for Environmental Investments, Founder and CEO of CarbonLab,

— Anton Lementuev, Regional Coordinator of the Russian environmental organization Ecodefense in Kuzbass.

 

6. Wind for money: types of financial support for renewable energy projects in Russia

https://www.youtube.com

 

Guests:

— Stanislav Sirot, Partner of Baker McKenzie Chicago Office,

— Roman Ishmukhametov, Lawyer at Baker McKenzie St. Petersburg Office.

 

7. A lot of gas from nothing: operation and development of Russian landfill gas and biogas power plants

https://www.youtube.com

 

Guests:

— Alexey Yushchuk, Managing Partner of SOYA Capital,

— Konstantin Prisukhin, Head of the Financial and Economic Department of AltEnergo,

— Olga Ukhanova, Senior Expert of the Russia Renewable Energy Development Association (RREDA).

 

8. Smart home: energy efficient homes, how they are designed and constructed 

https://www.youtube.com

Guests:

— Dmitry Berezutsky, President of GreenStroy Association, member of the board of the Council for Green Construction and Green Kilowatt Association,

— Igor Bely, Entrepreneur, Specialist in insulation and construction systems,

— Vladimir Fishter, President of NGO "Equator".

 

9. Sunstroke: specifics of the solar PV energy market in Russia and its opportunities 

https://www.youtube.com

Guest: Ilya Likhov, Founder and CEO of Neosun Energy.

 

10. One Hundred Clean: modeling the future of renewable energy

https://www.youtube.com

 

Guests:

— Oleg Lugovoy, Ph.D. in Economics, Leading Researcher at the Center for Economic Modeling of Energy and Evnironment, RANEPA,

— Igor Makarov, Ph.D. in Economics, Head of the Department of International Economics at the Higher School of Economics, Head of the Laboratory for Climate Change Economics at the Higher School of Economics.

 
.jpg

I International Festival "Renewable Energy without the State"

On 15-18 November 2019, we held the I International Festival "Renewable Energy without the State" in Moscow. The Heinrich Böll Stiftung in Moscow and 350.org acted as the general partners of the event. The Impact Hub Moscow was main venue.

The festival brought together about 150 different stakeholders of the renewable energy industry in Russia: entrepreneurs from Moscow and regions, researchers, representatives of large companies and industry associations, school and university students. The festival showed that renewable energy is becoming popular in Russia.

 

During the opening ceremony of the festival, the Goal Number Seven Association and the GreenStroy Association signed an agreement on cooperation in energy efficiency and renewable energy technologies in construction. The festival included lectures, a series of open discussions and interactive sessions. Entrepreneurs presented cases of cost-effective renewable energy projects and discussed the conditions necessary for the implementation of such projects. Russian activists of Fridays For Future told how to make renewable energy popular using climate activism methods. Experts from WECF (Women Engage for a Common Future) shared their experience in creating and developing renewable energy cooperatives in Europe and the Caucasus, and their Russian colleagues discussed the specifics of Russian cooperatives and the applicability of foreign experience in Russia.

The participants of the festival spoke about their economically successful projects to switch households and small businesses to renewable energy. According to them, the cost of network solar electricity in the south of Russia already starts from 3-4 rubles/kWh (0.04 $/kWh). In comparison, electricity from autonomous solar power plants costs 7 rubles/kWh (0.1 $/kWh) or even more. In 2019, the costs of solar PV electric power generation were comparable to the prices for grid electricity, and sometimes they were even lower. Russia has a great potential for the development of renewable energy in the retail and micro-retail electric power markets.

press to zoom

press to zoom

press to zoom

press to zoom
1/10

press to zoom

press to zoom

press to zoom

press to zoom
1/11

База данных «Возраст и мощность электростанций России»

База данных охватывает около 99% электростанций России, функционирующих по состоянию на 2021 год. Она содержит информацию об установленной мощности энергоблоков электростанций, сроке их ввода в эксплуатацию, основном топливе, месте нахождения. Важная особенность базы данных заключается в том, что она содержит информацию именно по энергоблокам, поскольку сама электростанция могла быть сдана в эксплуатацию на десятки лет раньше, чем ее самые мощные энергоблоки. Ключевым источником базы данных являются действующие схемы и программы перспективного развития (СИПРы) электроэнергетики субъектов федерации РФ. Помимо СИПРов, в качестве источников использованы прочие региональные и городские документы, касающиеся развития электроэнергетики, и данные, опубликованные на сайтах генерирующих компаний. 

База данных доступна по ссылке.

 

Авторы: Ксения Кузнецова, Татьяна Ланьшина, Софья Стрелкова

Дата последнего обновления: 4 октября 2021

Исследование «Ветроэнергетический рынок России: потенциал развития новой экономики»

В марте 2021 года Фонд им. Фридриха Эберта и Всемирная ассоциация ветроэнергетики в сотрудничестве с Ассоциацией Развития Возобновляемой Энергетики (АРВЭ), Ассоциацией «Цель номер семь», а также правительствами Ульяновской и Астраханской областей опубликовали доклад «Ветроэнергетический рынок России: потенциал развития новой экономики». Автором исследования выступила Татьяна Ланьшина, к.э.н., генеральный директор ассоциации «Цель номер семь», старший научный сотрудник РАНХиГС.

 

По состоянию на начало 2021 года в России функционирует более 1 ГВт ветроэлектростанций (ВЭС), из них более 700 МВт было введено в эксплуатацию в 2020 году, несмотря на все сложности и ограничения, обусловленные пандемией новой коронавирусной инфекции. В глобальном масштабе 1 ГВт мощностей ВЭС является незначительной величиной – это лишь 0,15% от установленной в мире ветрогенерации. В России на ветроэнергетику приходится всего 0,4% мощности всей энергосистемы и 0,13% генерации. Россия является единственной крупной экономикой мира, в которой ветроэнергетика только начинает делать первые шаги.

 

Главным препятствием развития ветроэнергетики в России является незначительный объем внутреннего рынка, гарантированного программой государственной поддержки, что обусловлено фактическим отсутствием в стране климатической и экологической повестки. Для того чтобы созданные в рамках первой программы государственной поддержки предприятия по производству оборудования для ветроэнергетики сохранили необходимый минимальный объем производства, в 2025–2035 гг. в России необходимо построить не менее 4 ГВт ВЭС, а для прогрессивного технологического развития, углубления локализации и прихода новых вендоров потребуется строительство 5-13 ГВт ВЭС.

 

Российская ветроэнергетика нуждается в дальнейшем снижении капитальных затрат, которого невозможно добиться без достаточных объемов внутреннего рынка. Без этого также будет сложно добиться развития экспорта оборудования. Высокая стоимость электроэнергии от ВЭС в России, в свою очередь, часто приводится как объяснение выделению слишком низких квот на строительство ветропарков. При этом уже сейчас электроэнергия от ВЭС в России обходится дешевле, чем от новых угольных электростанций, а к 2030 году она также будет дешевле газовой генерации. Согласно оценкам, выполненным в ходе исследования, производство 1 кВт*ч ветровой электроэнергии в настоящее время стоит в России в среднем 6,4 рубля, или 8,8 цента США.

 

В исследовании уделено большое внимание перспективным рыночным нишам для ветроэнергетики в России, таким как розничные рынки электроэнергии в энергодефицитных районах. Выявлен потенциал для производства ветроэнергетических установок средней мощности в целях снабжения этих рынков и развития экспорта. Отмечено начало процесса формирования корпоративного спроса на электроэнергию от ВИЭ. Кроме того, Россия имеет возможность стать производителем и экспортером возобновляемой электроэнергии, зеленого водорода и других товаров с низким углеродным следом.

Полный текст исследования доступен на русском и английском языках на сайте Фонда им. Фридриха Эберта.

Исследование «Несубсидируемый рынок солнечной энергетики в России:

в ожидании взрывного роста»

В феврале 2021 года ассоциация совместно с Фондом им. Генриха Белля в России выпустила исследование «Несубсидируемый рынок солнечной энергетики в России: в ожидании взрывного роста». Автор — Татьяна Ланьшина, к.э.н., генеральный директор ассоциации «Цель номер семь», старший научный сотрудник РАНХиГС.

 

Исследование подробно освещает тенденции развития солнечной энергетики в России без государственных субсидий особенности экономики данной отрасли и перспективы развития солнечной микрогенерации в стране. Отдельное внимание уделяется примерам реализованных проектов. Проводится оценка стоимости производства электроэнергии за счет энергии солнца, результаты расчетов наглядно представлены в виде таблицы и карты.

 

Солнечная энергетика конкурентоспособна в России уже сейчас. Минимальная стоимость производства электроэнергии на солнечных электростанциях (СЭС)  в России в начале 2021 года составляет 3,6 рубля/кВт*ч. Такое низкое значение возможно в случае микро-СЭС для бизнеса с установленной мощностью в несколько сотен киловатт в регионах с относительно высокой инсоляцией. В ряде регионов малые и средние предприятия (МСП) платят за электроэнергию из сети более 7-8 рублей за 1 кВт*ч, и в таком случае строительство собственной микро-СЭС позволяет добиться существенной экономии, особенно если объект находится на юге страны.

 

Наиболее перспективными в плане развития несубсидируемой солнечной энергетики являются регионы:

— с высоким уровнем инсоляции — Амурская область, Еврейская автономная область, Забайкальский край, Приморский край, Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Тыва. В этих регионах солнечная генерация может обойтись менее чем в 4 рубля/кВт*ч.

— с высокой стоимостью сетевой электроэнергии и относительно высокими уровнями инсоляции — Ростовская область и Краснодарский край.

— с относительно невысоким уровнем инсоляции и высокими тарифами на электроэнергию для МСП — Московская и Ленинградская области. В этих регионах население предъявляет спрос на снижение ущерба окружающей среде и является склонным к инновациям, что может быть дополнительным стимулом для развития солнечной энергетики.

— с низкой доступностью электроэнергии — Республики Калмыкия, Адыгея, Алтай. В этих регионах солнечная генерация часто является одной из немногих экономичных альтернатив сетевой электроэнергии.

 

Согласно исследованию, основными барьерами перехода на солнечную энергетику в России являются низкая стоимость традиционной сетевой электроэнергии для некоторых категорий потребителей (в частности, населения), относительно высокие начальные (инвестиционные) затраты при строительстве микро-СЭС, дефицит специализированных банковских продуктов, сложности с поставкой электроэнергии от микро-СЭС в сеть, недостаточная компетентность энергетиков, а также информационные барьеры (распространенность предубеждений относительно солнечной генерации).

 

Тем не менее, ряд потребителей электроэнергии уже получили благоприятный опыт использования СЭС в России, что способствует горизонтальной популяризации солнечной энергетики. Часть жителей страны и некоторые малые и средние предприятия предъявляют спрос на менее вредные для окружающей среды технологии, к которым относится солнечная энергетика. Кроме того, в ближайшее время в России станет возможна микрогенерация с поставкой излишков электроэнергии в сеть. Все это формирует условия для грядущего стремительного развития солнечной энергетики в России.

Полный текст исследования доступен на русском языке на сайте Фонда им. Генриха Белля в России.

Серия вебинаров «Жизнь после нефти»

С 17 июня по 19 августа 2020 года мы провели десять прямых эфиров с экспертами в области возобновляемой энергетики в рамках проекта «Жизнь после нефти». Благодарим наших коллег из Экозащиты! и Фонда имени Генриха Бёлля в России за участие в реализации этого проекта. Спасибо нашему информационному партнеру – международному фестивалю зеленого документального кино ECOCUP – за подробное освещение выпусков на своих страницах.

 

Модераторами вебинаров выступили Татьяна Ланьшина, к.э.н., генеральный директор ассоциации «Цель номер семь», старший научный сотрудник РАНХиГС, и Владимир Сливяк, сопредседатель российской экологической группы «Экозащита!». По ссылкам ниже можно посмотреть все выпуски проекта:

 

1. «Как жить?»: об энергетическом переходе, зеленой энергетической революции и последствиях пандемии

для возобновляемой эенергетики

https://www.youtube.com/watch?v=emmft85oTgw&t=3s

 

Гости:

— Алиса Никулина, координатор программы «Экология» Фонда имени Генриха Бёлля в России;

— Андрей Кулаков, основатель ассоциации «Цель номер семь».

 

2. «Нефть, мерзлота и бесконечность»: о причинах и последствиях аварии в Норильске и экологической

ответственности компаний

https://www.youtube.com/watch?v=rFuUw-quFZg&t

 

Гости:

— Евгений Шварц, неисполнительный директор совета директоров компании «Норникель»;

— Иван Блоков, директор департамента по программам, исследованиям и экспертизе в Greenpeace России;

— Али Керимов, директор научно-исследовательского центра изучения мерзлоты «Экофундамент» им. М.В. Кима (г. Норильск).

 

3. «Энергетический переход в Украине»: о настоящем и будущем возобновляемой энергетики в Украине
https://www.youtube.com/watch?v=GdyQk9TpQSw&t

 

Гости:

— Георгий Гелетуха, глава правления Биоэнергетической ассоциации Украины, член правления Global 100RE Ukraine;

— Андрей Конеченков, вице-президент Всемирной ветроэнергетический ассоциации, член правления Global 100RE Ukraine.

 

4. «Цвет водорода»: о видах водорода в энергетике, особенностях его производства и транспортировки
https://www.youtube.com/watch?v=oJWBE94My4E&t

 

Гости:

— Андрей Голодницкий, к.т.н., заместитель генерального директора — главный конструктор группы компаний «ИнЭнерджи»;

— Владимир Сидорович, к.э.н., директор информационно-аналитического центра «Новая энергетика».

 

5. «Кузбасс без угля?»: об угольных регионах и международном опыте диверсификации их экономики

https://www.youtube.com/watch?v=uzGZ8yU1T-E&t

 

Гости:

— Татьяна Митрова, к.э.н., директор Центра энергетики бизнес-школы СКОЛКОВО;

— Михаил Юлкин, генеральный директор АНО «Центр экологических инвестиций», основатель и генеральный директор ООО «КарбонЛаб»;

— Антон Лементуев, региональный координатор российской экологической организации «Экозащита!» в Кузбассе.

 

6. «Ветер на деньги»: о видах финансовой поддержки проектов с использованием возобновляемой энергии и о том, как получить такую поддержку в России

https://www.youtube.com/watch?v=mfFcQ3IFJfc&t

 

Гости:

— Станислав Сирот, партнер Чикагского офиса Baker McKenzie;

— Роман Ишмухаметов, юрист Санкт-Петербургского офиса Baker McKenzie.

 

7. «Много газа из ничего»: об особенностях работы и развития российских электростанций на свалочном газе и биогазе https://www.youtube.com/watch?v=SyDjpOjENmg&t

 

Гости:

— Алексей Ющук, управляющий партнер SOYA Capital;

— Константин Присухин, начальник финансово-экономического управления ООО «АльтЭнерго»;

— Ольга Уханова, старший эксперт Ассоциации развития возобновляемой энергетики (АРВЭ).

 

8. «Умный дом»: об энергоэффективных домах и том, как их проектируют и строят

https://www.youtube.com/watch?v=ep1EMVuI-VI&t

Гости:

— Дмитрий Березуцкий, президент ассоциации «GreenСтрой», член правления «Совета по экологическому строительству» и ассоциации «Зеленый киловатт»;

— Игорь Белый, предприниматель, специалист по утеплителям и строительным системам;

— Владимир Фиштер, президент НПО «Экватор».

 

9. «Солнечный удар»: об особенностях рынка солнечной энергетики в России и его возможностях

https://www.youtube.com/watch?v=oBrYf8QoHR0&t

Гость — Илья Лихов, основатель и генеральный директор Neosun Energy.

 

10. «Сотня чистыми»: о моделировании будущего возобновляемой энергетики

https://www.youtube.com/watch?v=0tCx0ZAx1zU&t

 

Гости:

— Олег Луговой, к.э.н., ведущий научный сотрудник Центра экономического моделирования энергетики и экологии РАНХиГС;

— Игорь Макаров, к.э.н., руководитель департамента мировой экономики НИУ ВШЭ, заведующий лабораторией экономики изменения климата НИУ ВШЭ.

 
.jpg

I Международный фестиваль «Возобновляемая энергетика без государства»

15-18 ноября 2019 года мы провели в Москве I Международный фестиваль «Возобновляемая энергетика без государства». В организации фестиваля нам помогли генеральные партнеры — Фонд им. Генриха Белля в России и 350.org. Основной площадкой фестиваля стал Impact Hub Москва.

 

Фестиваль собрал около 150 разных участников — стейкхолдеров развития отрасли возобновляемой энергетики в России: предпринимателей из Москвы и других регионов, ученых, представителей крупных компаний и отраслевых ассоциаций, школьников и студентов. Мероприятие показало, что возобновляемая энергетика становится популярной в нашей стране.

 

Во время церемонии открытия фестиваля ассоциация «Цель номер семь» и ассоциация «Экологическое строительство» подписали соглашение о сотрудничестве в области внедрения энергоэффективных технологий и технологий возобновляемой энергетики в строительстве. Фестиваль включал в себя лекции, цикл открытых дискуссий и интерактивные сессии. Предприниматели представили кейсы экономически выгодных проектов с использованием возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и обсудили условия, необходимые для реализации таких проектов. Российские активисты Fridays for Future рассказали, как сделать возобновляемую энергетику модной с помощью методов климатического активизма. Эксперты из WECF (Women Engage for a Common Future) поделились своим опытом создания и развития кооперативов ВИЭ в Европе и на Кавказе, а их российские коллеги обсудили особенности российских кооперативов и применимость иностранного опыта в нашей стране.

 

Участники фестиваля рассказали о своих экономически успешных проектах по переводу домохозяйств и небольших предприятий на ВИЭ. По их словам, стоимость сетевой солнечной электроэнергии на юге России уже сегодня начинается от 3-4 рублей за 1 кВт*ч. Для сравнения, электроэнергия от автономных солнечных электростанций обходится в 7 рублей за 1 кВт*ч и более. Уже в 2019 году солнечная энергетика была сопоставима по цене с электроэнергией из сети, а иногда обходилась даже дешевле. В России имеется большой потенциал развития ВИЭ на розничном и микророзничном рынках электроэнергии.

 

1/10

1/11

© 2018 "Goal Number Seven"